MENU
Главная » 2019 » Ноябрь » 3 » Белорусский (Чаусский) казацкий полк
09:38
Белорусский (Чаусский) казацкий полк

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. 

Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а также чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Царь Алексей Михайлович

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20-и тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 человек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Могилёв

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах — Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Зимой 1654 г. началось контрнаступление Радзивилла, Поклонский стал усиленно добиваться новых пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти просьбы, чем вызвало разочарование шляхтичей. Об этом стало известно Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные» письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда положение на фронте ухудшилось, царь удовлетворил просьбы Поклонского, но уже было поздно. 3 февраля войска Радзивилла подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству и с частью мещан, шляхты и несколькими казаками своего полка перешел на сторону Польши, чем помог Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г.

Михаил Радзивилл

Поход войск Золотаренко под Могилев, в силу чего Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и развитие казачества. Среди защитников Малого города были белорусские казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма. В одном из них Поклонский пишет: «Пан Павле (наверно, Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков продолжал существовать и после измены Поклонского.

В июле 1655 г. полк стоял в Чаусах и двух войтовствах Могилевского уезда, служивших базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории кого полка входили еще города Чериков и Пропойск с окружающими селами. После Матвея Старинского «чаусовским» полковником был К. Дяченко.

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

В 1656 г. белорусский полк в составе Войска Запорожского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, он состоял из 19 сотен, многие из которых имели не территориальный, а гарнизонный характер (стояли постоем).

В состав территории Белорусского полка теперь входил не только Могилевский уезд - его исходная база, но и целый ряд новых волостей и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг. они лишь брали приставство, другие были тогда под управлением Золотаренко, а некоторые присоединились позже. В 1656г. целых три могилевские сотни, базировались в Могилеве и пригородах.

Казаки Белорусского казачьего полка

До нас дошли фамилии сотников, подписавших в 1656 году жалобу царю: «Корней Ондреев, сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник Могилевский; Александро Козловский, сотник Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр Василевич, сотник Городенский; Кузьма, сотник Акулинский; Андрей Конюшевский, сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник Чечерский; Сергей Проневский, сотник Меженский и Смоленский; сотник Хоритон Зубов».

Прокормление полк в январе 1657 году имел из двух войтовств: Благовидского и Путковского, на которые имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал пользоваться еще и доходами Осоветского войтовства. В этих войтовствах казаки ликвидировали шляхетские поместья, а таким образом и повинности на шляхту. Государственные повинности в своих войтовствах полк брал также в свою пользу.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Белорусские крестьяне и мещанская беднота поступив в полк, кормилась за счет доходов полка или приставством, а также садилась на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

город Чаусы 

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство, обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать. В августе 1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и минский, царские ратные люди в полном военном снаряжении двинулись на села, в которых стояли постоем и жили дворовые казаки. У них отбирают деревни, «з домов насильством выгоняют и подданья (податей) из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы) режуть».

В начале 1658 г. царское правительство потребовало от гетмана, чтобы казаки очистили Быхов и ушли в "черкасские городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у чего..".

Грамота еще раз совершенно ясно подтверждает, что Белорусский (Чаусовский) полк был самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и состоявшей из местных казаков - белорусов.

17 октября 1659 г. на Раде воеводы от имени царя предложили, а Рада приняла, 18 статей.

Переяславские статьи

6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть».

Кто же из казаков белорусских, старо-быховских и чаусовских назовется «Войском Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы».

Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье.

Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития.

Но белорусы - казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба, а не украинскую Барабуля или Картопля.

 

Кроме Белорусского (Чаусского) полка на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса – полковником, который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка.

В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы.

На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках свое­образное воплощение того, к чему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV—XVII вв. изменений в производствен­ных отношениях.

Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел в начале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы.

Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще, мировой истории.

Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1284 | Добавил: Александр | Теги: Казакия, казаки, история, казачество, Россия, Дон, Казак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar