17:00 Что на самом деле носили казаки? Одежда некрасовских и донских казаков | |
В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака. ![]() Портрет Войскового атамана Д. Е. Ефремова Неизвестный художник Музей истории донского казачества Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны. Попробуем разобрать где миф, а где правда на примере одежды некрасовских и донских казаков. Одежда некрасовских и донских казаков Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее. ![]() Изображение войска донского войскового атамана. Иллюстрация к книге Ригельмана А.А.черкеска с опушкой по краям,под черкеской бешмет, наглухо застегнутый, подпоясан кушаком, за который просунут кинжал на ногах сафьяновые сапоги Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах. ![]() Изображение войска донского старшины. Иллюстрация к книге Ригельмана А.А. Бешмет (кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» - род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане. ![]() Изображение донского станичного атамана. Иллюстрация к книге Ригельмана А.А Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской». Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники - белого. ![]() Азям Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. Образ дополняли сапоги из красного и желтого сафьяна Астраханского покроя. Шапки с собольим околышем, верх из красного или голубого бархата вышивали золотом в узор, затем обкладывали позументом. Зимой - шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям опушенные бобром или соболем. ![]() Черная бурка из овечьей шерсти (накинута на плечи) Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов: «киреи» - с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» - длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. ![]() Кирея (накинута на плечи) Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой. ![]() Община некрасовских казаков в Турции. Фрагмент. Казаки в бешметах с вислыми пуговицами ![]() Костюмы некрасовских казаков. Новочеркасский музей истории донского казачества Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу. ![]() Бешмет некрасовского казака. Фрагмент. Ворот с пуговицей. Новочеркасский музей истории донского казачества Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры. ![]() Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком - пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа - несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. ![]() Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XXвеков. Каталог. Государственный музей-заповедник М.А ![]() Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XXвеков. Каталог. Государственный музей-заповедник М.А. ![]() Праздничная рубаха верхнедонского казака. Краеведческий музей ст. Кумылженска | |
|
Всего комментариев: 0 | |