MENU
Главная » 2019 » Ноябрь » 4 » Как казаки Романова царем выбрали
10:31
Как казаки Романова царем выбрали

Именно казаки против воли бояр посадили на трон Романовых

Михаил Федорович Романов вступил на престол в 16 лет. Клавдий Лебедев «Избрание Михаила Романова в 1613 г. в Костроме» (1912)

Какие события Смутного времени ни возьми, везде активнейшую роль играют казаки. Без них Смута не началась бы. Но без них она бы и не закончилась.

От самозванца к самозванцу

Осенью 1604 года Лжедмитрий I перешел границу русского государства. Две трети его войска составляли казаки, главным образом украинские. А в январе 1605 года самозванца покинула значительная часть польского «рыцарства», после чего он потерпел сокрушительное поражение под Добрыничами.

Казалось, авантюра закончилась. Но войско Бориса Годунова увязло под Кромами. Несколько месяцев пришедшие с Дона казаки атамана Корелы обороняли эту крепость. По сути, именно они спасли тогда Лжедмитрия.

Борис Годунов

Годунов не жаловал казачество, оно платило ему той же монетой. Лжедмитрий — на свою беду — тоже не оценил казаков. Он заплатил им за услуги, но под давлением бояр распустил пришедшие с ним в Москву казачьи сотни. Оставил только атамана Корелу, который на радостях пустился в поход по московским кабакам и спился. А Лжедмитрия свергли и убили.

Тысячи казаков пришли в тушинский лагерь к новому само­званцу — Лжедмитрию II, а затем влились в ряды Первого ополчения, выступившего против поляков. Ополчение состояло из двух частей. С одной стороны, казаки во главе с «тушинскими боярами» Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким, с другой — дворяне, которых возглавлял Прокопий Ляпунов.

Казачество, мягко говоря, не ладило с дворянством. Этим ловко воспользовались поляки. Они подбросили подложную грамоту, якобы написанную Ляпуновым, «что будто велено казаков по городом побивать». Возму­щенные казаки вызвали Ляпунова на круг. Он явил­ся и был убит. Мно­гие дворяне спешно покинули ряды ополчения.

А в марте 1612 года ополченцы-казаки присягнули очередному самозванцу — Лжедмитрию III, который обосновался в Пскове. Тут уж все дворяне ушли из ополчения. А потом ушли и казаки Заруцкого. Остался только казачий «полк» князя Трубецкого.

Всем любителям и знатокам казачьей истории советуем посетить интернет-магазин нагаек и сувениров Нагайка.рф

Освободители Москвы

Но в это время за дело взялось Второе ополчение, дворянское, созданное князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. В сентябре 1612 года казаки Тру­бец­кого объединились с дворянами Пожарского. Большой дружбы не было. Более того, современники говорили о «вражде великой». Люди Пожарского получали деньги и провиант из богатых северных городов, а казаки Тру­бец­кого, уже полтора года стоявшие под Москвой, бедствовали и грозили «разорити дворянские полки».

Однако поляков из Москвы оба ополчения изгоняли вместе, а Ки­тай-город взяли штурмом именно казаки Трубецкого.

Донской Войсковой Атаман (1612 год) Феофилакт (Филат) Васильевич Межаков, под его командованием казаки и взяли 22 октября (ст. ст.) 1612 года Китай-город решив исход сражения.

Русским же воинам оставалось только зачистить оставшихся поляков. В следующем году именно он предложил Романовых на престол Московского Царства.

За службу и освобождение Царства от ляхов Филату Васильевичу пожаловано было поместье в селе Никольском Вологодского уезда.

Дворяне-ополченцы по большей части разъехались из Москвы. А казакам ехать было некуда. Это были не «исконные» казаки, а бег­лые холопы, крестьяне и разорившиеся дворяне, «показачившиеся» уже во время Смуты. На Дону или на Волге многие из них никогда и не бывали, никто их там не ждал. Они остались в Москве.

По словам летописца, казаки «всю казну московскую взяша». Но и после этого они не унимались и требовали жалованья. Требовали так настойчиво, что «хотеша побить начальников».

Чтобы прекратить эти безобразия, нужно было срочно выбрать царя. Для чего и собрали Земский собор. Историки часто описывают собор как серьезный представительный орган. Собрались, дескать, лучшие люди и обсуждали кандидатуры. Регламент, процедура, голосование — все как положено.

В конце XX века обнаружился интереснейший документ — «Повесть о Земском соборе 1613 года». Ее написал современник событий. А описал он скорее бардак, чем «демократические выборы».

Дайте нам государя

Земский собор собрался и стал об­суждать кандидатуры. Бояре хотят польского царевича Владис­лава, но «о том говорить не смеют, боясь казаков». А смеют говорить о шведском герцоге Карле Филиппе.

У казаков изначально было две кандидатуры. Первая — сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек по прозвищу Ворёнок. Вторая — Михаил Федорович Романов, сын Филарета, ставшего патриархом в Тушино, при том же самом Лжедмитрии II. Не будем забывать, что казаки-ополченцы — это выходцы из тушинского лагеря.

Федор Романов при Борисе Годунове был насильно пострижен в монахи под именем «Филарет». Это лишало его прав на престол. иллюстрация: "Царский титулярник" (1672)

Конечно, на соборе рассматривались и другие кандидатуры. В частности, руководители ополчения — Трубецкой и Пожарский.

Трубецкой все время работы Земского собора поил казаков, «моля их, чтоб быти ему на России царем». А Пожарского позже обвиняли, что он истратил на свою «предвыборную кампанию» двадцать тысяч рублей.

В итоге казаки выдвинули сына Филарета — 16‑летнего Михаила Федоровича. Но бояре отвергли его кандидатуру, желая поставить царем шведа Карла Филиппа. Или — на худой конец — кого-то из своего круга. Депутаты зашли, так сказать, в конституционный тупик. Хотели даже избирать царя жребием. Но сперва объявили перерыв на две недели.

В это время казаки пришли к местоблюстителю Ионе, выломали ворота и «з грубными словесы» орали: «Дай нам, митрополит, царя, государя на Россию, кому нам поклонитися и служити и у ково жалованья просити». Разумное требование: нет царя — нет и бюджетного финансирования.

В такой обстановке Земский собор возобновил заседания. А обстановка только ухудшилась. Каза­ки ворвались в Кремль, осадили дворы Пожарского и Трубец­ко­го и обвинили бояр, что они затягивают выборы, поскольку хотят сами править. А надо не самим править, а избрать Михаила Федоровича.

Как ни странно, возражал казакам дядя их кандидата — Иван Никитич Романов. Он говорил: «Тот князь, Михайло Федорович, еще млад и не в полнем разуме». «Но ты, Иван Никитич, стар, в полне разуме, — отвечали казаки, — и ты ему крепкий потпор будеши».

Казаки не отходили от Кремля, пока собор не присягнул Михаилу Федоровичу. Шведские лазутчики подтверждали, что Михаила избрали против воли бояр и только после осады боярских дворов. Говоря по-простому, на депутатов было оказано давление. И не хилое. В принципе, Романовы обязаны избранием казакам. Недаром литовский канцлер Лев Сапега сказал Филарету: «Посадили сына твоего на Мос­ковс­кое государство одни казаки-донцы».

Казачество одержало победу, но плодов ее не вкусило. Постав­лен­ный ими на трон Михаил Федоро­вич «казачьим царем» не стал. Он был царем дворянским. А вольное казачество, в годы Смуты заполонившее Россию, отправилось обратно на окраины, где ему предстояло и сражаться с врагами, и сеять новые смуты.

Василий Ключевский о выборах царя:

«Видя слабосилие дворянской рати, казаки буйствовали в освобожденной ими Москве, делали, что хотели, не стесняясь временным правительством Трубецкого, Пожарского и Минина. Но в деле царского избрания они заявили себя патриотами, решительно восстали против царя из чужеземцев, намечали, «примеривали» настоящих русских кандидатов...»

Василий Ключевский (1841–1911)

(с) Глеб Сташков

Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1354 | Добавил: Александр | Теги: Казакия, казачество, история, Дон, казаки, Казак, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar