MENU
Главная » 2019 » Август » 1 » ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК. ИСТОРИЯ.
20:51
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК. ИСТОРИЯ.

14 октября все православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы. В этот день все православные молятся, чтобы почтить Богородицу, просят милости и защиты Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник Покрова Божией Матери всегда был и остается одним из самых почитаемых среди казаков. Этот праздник, издавна считается днём Великой Благодати и воинской славы.

Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни.Надежда на покровительство Матери Бога Живого,упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен "Азовского сидения" казаки особенно чтят праздник Покрова.

Казачий поэт Николай Туроверов писал:

И на ранней заре, средь тумана,

Как молитва звучали слова:

За Христа, за святого Ивана,

За казачий престол Покрова…

За свободу родную, как ветер,

За простую степную любовь,

И за всех православных на свете,

И за свой прародительский кров."

Покров Пресвятой Богородицы (Покров день) – непереходящий православный праздник, отмечаемый Русской православной церковью 14 октября. Относится к великим праздникам.

История праздника: Ежегодно 14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло 1106 лет назад.

По преданию, в 910 году, в царствование императора Льва IV Философа Мудрого, на Византию напали сарацины.

Во время богослужения в Константинополе святой Андрей Юродивый (славянин) и его ученик Епифаний увидели явление матери Божией, простиравшей свой омофор (большой платок – прим. ред.) над прихожанами. Она страстно молила о спасении мира.

Константинопольцы, узнав о чуде, пуще прежнего стали просить Бога и его пречистую матерь о спасении от нашествия захватчиков. И вскоре враги были изгнаны за пределы империи.

В Русской православной церкви праздник Покрова Богородицы стал отмечаться в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Им же был поставлен первый храм Покрова Пресвятой Богородицы на тихой речке Нерли. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.

Для донских казаков праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из главных, он традиционно считается войсковым казачьим праздником. От него веет теплотой Божией любви и материнской заботой Богородицы. Казаки твердо верят, что Матерь Божия, Царица Небесная, покровительствует и помогает им в трудах ратных и мирных.

Корни того уважения, с которым донские казаки относятся к Покрову Пресвятой Богородицы, уходят в 1552 г.

За добровольное и героическое участие армии донских казаков под командой атамана Сусара Фёдорова в штурме Казани (1552 г.) Иван Грозный даровал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимый статус Донского казачества подтверждала жалованная грамота, текст которой почти 150 лет зачитывался перед казаками на каждый Покров по многочисленным спискам (копиям). 

И так было до 1708 года: Петр I велел уничтожить грамоту первого царя всея Руси из-за участия значительной части донского казачества в восстании Кондратия Булавина. 

Но не только история взятия Казани является причиной почитания казаками праздника Покрова Божьей Матери.

Причиной также является чудо, совершенное Пресвятой Богородицей во время осады турками города Азов, обороняемого донскими казаками. (Азовское осадное сидение 1641г.).

Предыстория «Азовского осадного сидения»:

Во время своего владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.

Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу.

На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью».

В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города.

Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. 

Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам.

Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 8000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы. Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.

Азовское осадное сидение 1641г.

Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар,6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей.

Батареи открыли ураганный огонь. Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов.

Турецкая осада крепости длилась больше трёх месяцев. В надежде на своё численное превосходство турки изматывали казаков непрерывными атаками днём и ночью. Пока одни турецкие части штурмовали крепость, другие отдыхали и готовились для последующей атаки. Малочисленный же казачий гарнизон был вынужден бессменно отражать яростный штурм врага. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.

После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери.

Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками. Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери.

Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками.

Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали».

Истощённые, немощные казаки держались стойко, хоть и тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов. Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.

Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Силы казаков были на исходе, и они решили принять последний бой. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.

В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека.

По православному обычаю, надев чистые рубахи и помолившись, казаки рано утром вышли за ворота Азова.

Как известно из летописей, в этот день опустился густой туман. Не видно было ни зги. Смрад стоял жуткий: защитники крепости спотыкались о многочисленные трупы, которыми было усеяна земля, но отважно шли на вражьи голоса, навстречу верной погибели. Так они дошли до самого берега Дона, но никого не встретили. Турки отступили. Было это аккурат в Покров день, Богородица, покрыв туманом, и вселив сердца турок страх, уберегла их от врага.

С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери.

Добавим, что за время осады османские войска потеряли около трети живой силы. Серьёзный урон понесли и казаки: около 3 тысяч были убиты, многие – ранены и впоследствии скончались.

На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.

Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1323 | Добавил: Александр | Теги: Россия, Пресвятой Богородицы, казачество, казаки, история, Покров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar