12:15 Святые казаки и казачьи святые | |
Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством и особо же чтимые казаками. Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого. Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Как великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра Невского. Но есть в православии святые, связанные с казачеством более тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна. Святочтимый богатырь К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем. Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами. Кирилл и Мефодий Особо чтят казаки святого Кирилла, составившего со своим младшим братом Мефодием первую славянскую азбуку. Константин Философ, впоследствии принявший постриг под именем Кирилла, родился близ Солоник в Византии, и азбуку составлял по поручению византийского императора Михаила III. Казалось бы, при чем здесь казаки? Дело в том, что святой Кирилл проповедовал в Приазовье, в том числе и на донских землях. Более того, по данным некоторых житий и хроник считается, что именно в Белой Веже на Дону братья начали свой великий труд – составление первой азбуки. Так что донские казаки считают, что их предки крестились еще в 860 году, за сто с лишним лет до крещения Руси киевским князем Владимиром. Память святых Кирилла и Мефодияпразднуется всеми славянами 24 мая, но казаки чтут святого Кирилла еще и как своего Крестителя. Святитель Дмитрий Ростовский Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом. Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». 28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его тело не подверглось тлению. Спустя пять лет был канонизирован и прославлен. За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Очень просто: святой Дмитрий, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего казачьего рода. Святой казак Иосаф Белгородский Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем (помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так случилось, что отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой пытался в 1709 году отделить Украину от России, переметнувшись к шведскому королю Карлу XII, и, потерпев неудачу, бежал в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне логично, что замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве. Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было всего пять лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца – служить Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь, затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году стал наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года рукоположен в епископы Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была отпущена епископу – всего-то 49 лет, не так много даже по тем временам. Но даже за такую короткую жизнь Иоаким Андреевич успел прославиться своей невероятной добротой и щедростью, в то время как сам предпочитал жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что мощи его не трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения Святого казака шли по всей России. 4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику святых. Покровители казачества Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В каждом войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на устах казаки шли защищать Родину. Казаки Всевеликого Войска Донского почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана Дутова. Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО - Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства, чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон Иркутского и Сибирского Казачьего общества - архиепископ Мирликийский Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде, движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день Святого Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска. Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей, просвещавший язычников Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр Невский, защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество. К счастью, никакие перемены в нашей многострадальной стране не заставили – да и не заставят никогда – казачество отказаться от почитания и прославления казачьих православных святых. | |
|
Всего комментариев: 0 | |