MENU
Главная » 2019 » Сентябрь » 19 » Героический образ казаков в годы ВОВ на картине А. П. Ляха «Кавалерия РККА в боях за Родину. 1942 год»
17:00
Героический образ казаков в годы ВОВ на картине А. П. Ляха «Кавалерия РККА в боях за Родину. 1942 год»

Кавалерия РККА в боях за Родину. 1942 г., А. П. Лях, Холст/масло, 60х80 см., май 2017 г. 

Хотелось бы вернуться к событиям Великой Отечественной войны и прославить защитников нашей Родины, показав их в художественном освещении на примере работы современного художника, кубанского казака Андрея Петровича Ляха «Кавалерия РККА в боях за Родину. 1942 год». Повествующая о военных событиях картина входит в цикл работ художника «Они сражались за родину» и, вместе с картиной «Перед атакой. 1941 г.», является частью диптиха о казачьих частях Советской армии в ВОВ. 

Эти казаки, осознав, что Советская власть представляет теперь саму их Родину, а не одну из её альтернатив, как было в годы Гражданской войны, не польстились на лживые обещания фашистов и поверивших им белых эмигрантов, о том, что пришли они уничтожить не Россию, а власть большевиков в ней, но приняли решение защищать своё Отечество в рядах Советской армии, через несколько лет они дойдут до Берлина, а потом пройдут на Параде Победы по брусчатке Красной площади, но сейчас им нужно пройти несколько метров по простому полю, изрытому вражескими ДЗОТами.


Для начала необходимо сказать об особенностях комплектования казачьих частей Советской армии в период Великой Отечественной войны. Формировавшиеся военные соединения в большинстве являлись кавалеристскими, а традиции и умения казачьего населения были отточены под обучение и применение именно военно-кавалеристских навыков. Не удивительно, что значительную часть личного состава данных частей составляли потомственные казаки. Если в июле-августе 1941 года регулярные кадровые части составляли, в основном, подлежащие призыву военнообязанные жители казачьих территорий, то уже в период осени-зимы того же года комплектование частей осуществлялось за счет добровольцев (мужчин, не подлежащих призыву по возрасту, состоянию здоровья, важной профессиональной деятельности и т. д.), а далее за счёт обеих категорий. Никаких различий между казаками и неказаками не делалось, несмотря на то, что набор для кавалеристских частей шёл, в основном, в казачьих областях. Необходимо заметить, что и казаки, помимо казачьих частей, служили во всех родах войск, плечом к плечу с представителями различных народов своей многонациональной Родины. 

Право казаков на воинскую службу в рядах Советской армии было восстановлено за 5 лет до войны, в 1936 году. Бойцы комплектуемых из казаков частей Дона, Кубани и Терека получили новую казачью форму, и, хотя по уставу традиционные черкески должны были носиться только в случае парада или на выход, они могли надеваться при любом удобном случае, как символ идентичности со своими предками, в то же время из недостатка снабжения формируемых в годы ВОВ частей, казаки могли носить и общую полевую форму нашей армии. Помня дореволюционные обычаи и желая помочь фронту, нередко казаки являлись в военкомат со своей справой, снаряжением, конём и холодным оружием. В целом внешний вид казаков мог быть довольно пёстрым и уже необычным для того времени и тем самым явиться для врага устрашающим психологическим фактором. 

На работе А. П. Ляха присутствуют донские и кубанские казаки, а написана она была в 2017 году благодаря сформировавшимся образам после ознакомления с историческими источниками о сражениях кавалерии РККА в годы Великой Отечественной войны на фронтах под Вязьмой. Как продолжение рассказа «Митькины вечера», картина показывает события, происходившие после того, как Митька «набросил бурку и шагнул в бессмертие». 

Андрей Петрович Лях – потомственный кубанский казак ст. Уманская, общественный деятель, писатель, поэт и художник, пишет в жанре реалистической живописи. Если работает по заказу, то вырученные деньги вкладывает в строительство Храма в родном хуторе. 

Одна из любимых тем — изображение казаков, к которым А. П. Лях относится с душевной теплотой. Подтверждает это и работа «Кавалерия РККА в боях за Родину». Несмотря на самый разгар боя, зрителя удивляет яркий колорит: нет символического нагнетания атмосферы, акцентов на темные оттенки. Особенный контраст со сражениями на первом плане составляют нетронутая природа и чистое светлое небо в верхней левой части работы, написанные в пастельных тонах. Возникает эффект «пойманного мгновения», когда кажется, что страшное событие еще не произошло, но, тем не менее, война уже идет, и к ней нельзя подготовиться, даже зная заранее о приближающихся сражениях. Интересен в данном случае и первый план, где кавалерия бесстрашно рвется в бой, используя традиционное холодное оружие против огнестрельного. Скорее всего, первая волна будет убита, ведь MG 34 в немецком ДЗОТе и автоматчики, с раскрытыми от ужаса зраками, — уже наготове, но на картине А. П. Ляха запечатлен момент триумфа казаков, когда все они ещё живы, а их противники, напротив, начинают нести потери. 

Однако действие на картине, несмотря на внешнюю постановочность, не застыло в статике. Синхронность и динамичность происходящего достигается за счет художественного приема панорамного вида, раскрывающего также особенности тактики казачьей кавалерии — одновременной атаки с нескольких сторон. На заднем плане (верхний правый угол) видно полыхающее поле. Его подожгли диверсионные группы красноармейцев, отрезая врагу путь к отступлению и огораживая себя от атаки в спину свежими силами противника. Добавляют живости и преувеличенно загнутые шашки, благодаря этому создается ощущение резкого рубящего движения, динамики и самобытности этого оружия. За спинами большинства казаков на первом плане угадываются пистолеты-пулеметы Шпагина и Судаева, которые, как видно из действий кубанского казака в черной бурке, будут в дальнейшем применены в противостоянии. 

Стремительность атаки дает результат: в нижней части работы видно первых поверженных ударами шашек неприятелей. Оккупантов со всех сторон вытесняет страшная сила уверенных в своей правоте защитников Отечества.

(с) Валентина Овчинникова

Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1214 | Добавил: Александр | Теги: история, Россия, казаки, Казак, Казакия, казачество, Дон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar