MENU
Главная » 2019 » Июль » 19 » Казаки
17:13
Казаки

Казаки (др.-русск. — козaкъ; укр. — козaк; польск. — kozak; лит. — kazoku; также в русских летописях: черкасы) — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся из военно-служивого сословия (приписное реестровое казачество), а также «людей гулящих» (вольное казачество).
 
Казачество зародилось на окраинных землях Русского и Польского государств в XV — XVII веках. Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.
 
До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, а в Речи Посполитой — надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и гуртовые казаки. Хотя «природное казачество» предполагало принадлежность только к православной вере, с расширением границ распространения казачества, появились люди казацкого сословия, принадлежавшие к другим вероисповеданиям: иудеи на Украине, мусульмане среди горцев Кавказа, буддисты среди калмыков, вступивших в казацкие формирования.
 
Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом», высказанная Л. Н. Гумилёвым. Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов. Однако вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности.


А все объясняется просто: Казаки делились (и делятся до сих пор) на казаков - представителей казачьего народа, на "казаков" как род войск и соответственно воинское сословие - зачастую формировавшиеся и не из природных казаков (поверстать в "казаки", поверстанные казаки и приписные казаки), и на "казаков" - как образ жизни (казаковать) когда, не казаки по крови, принимают казачий образ жизни. Эти три явления связанны между собой, но их не стоит путать... Что-то подобное было с зуавами во Франции. Когда национальные воинские формирования превратились в род войск и особое служивое сословие, при этом, отдельно, и дальше продолжали существовать природные зуавы..
 
В XIX — XX веках в официальных документах Российской империи словами «казак/казаки» обозначали лиц, принадлежащих к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население ряда местностей России, имевшее особые права и обязанности, вместе с тем, слова «казак/казаки» были собирательными наименованиями для военнослужащих формирований вооружённых сил Российской империи (преимущественно, конницы и конной артиллерии), комплектуемых из числа лиц казачьего сословия и состояния, а также слово «казак» обозначало самый младший нижний чин казачьих войск и прочих казачьих воинских формирований. В русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин» и др.
 
Точное происхождение современных казаков является предметом дискуссий. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства; были образованы и другие казачьи войска.
 
Существовали и приравненные к казачьим «туземные» части, которые формировались из народов, населявших Российскую Империю. Особенно много было казаков из служилых татар — крымских (Крымские конные полки), литовских (Литовско-татарский конный полк), ногайских, касимовских, мещерских (мишарей), сибирских, тептярей и нагайбаков. В «туземных» частях также служили — калмыки (ставропольские и астраханские), буряты, эвенки (Тунгусский конный казачий полк), башкиры (Башкирское казачье войско), туркмены (Текинский конный полк), представители северо-кавказских горских народов (Дагестанский Конно-Иррегулярный полк и Осетинский конный полк). В Магаданском и Анадырском острогах были «туземные» отряды из коряков и юкагиров, которые использовались в военных действиях против чукчей.
 
За всю свою историю казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы: России (Советского Союза), Польши, «вольного города» Гамбурга, Швеции (Мазепа и Гордиенко), Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669—1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь), Персии (Персидская казачья дивизия), Украинской Народной Республики, Парагвая, Германии (Kosakenlager), Манчжоу-го и Японии (Квантунская армия). Несмотря на отличия в вооружении и экипировке (например казаки, служившие в японской Квантунской армии, вместо традиционных шашек были вооружены самурайскими мечами-катанами), до сих пор во всём мире казачество считается уникальным русским явлением.
 
В XVII—XVIII веках Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Баловнева, Балаша, Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Например, после восстания Булавина (в подавлении которого участвовали Ахтырский, Сумской и Острогожский слободские казачьи полки) Донское войско было официально лишено независимости. Часть земель Донского войска в верховьях Дона, по Осколу и по Северскому Донцу была передана слободским казачьим полкам, что надолго испортило отношения между слободскими и донскими казаками. На месте городков донских казаков слободские казаки ставили свои остроги. Возникали конфликты и между запорожскими казаками и центральным правительством, осваивающим земли Таврии. Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. Кроме того, Екатерина II, памятуя о поддержке восстания Булавина со стороны Мазепы, опасалась поддержки восстания Пугачёва со стороны запорожцев. В этих условиях Екатерина II приказала расформировать Запорожское войско и окончательно упразднить институты гетманской власти, что и было исполнено. После подавления восстания Пугачёва, в том же 1775 году, в целях полного забвения случившейся смуты Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское и лишено остатков автономии. Волжское казачье войско, как и Запорожское войско, было расформировано.

После Отечественной войны 1812 года на территории Оренбургского казачьего войска оказалось несколько тысяч французских военнопленных. Впоследствии «оренбургские французы» и их потомки были приняты в российское подданство и приписаны к Оренбургскому казачьему войску. Например такова была судьба Дезире д’Андевиля и его сына, наказного атамана Уральского казачьего войска Виктора Дандевиля. Многие из пленных поляков, служивших в Наполеоновской армии, были зачислены в сибирские казаки. Вскоре после окончания кампаний 1812—1814 гг. этим полякам было предоставлено право вернуться на родину. Но многие из них, успев уже жениться на русских, не пожелали воспользоваться этим правом и остались в сибирских казаках навсегда, получив потом чины урядников и даже офицеров. Многие из них, обладая вполне европейским образованием, назначены были преподавателями во вскоре после того открывшееся войсковое казачье училище (будущий кадетский корпус). Позже потомки этих поляков совершенно слились с прочей массой населения войска, сделавшись совершенно русскими, как по внешнему виду и языку, так и по вере и культуре. Только сохранившиеся фамилии вроде: Сваровских, Яновских, Костылецких, Ядровских, Легчинских, Дабшинских, Стабровских, Лясковских, Едомских, Жагульских и многих других, показывают, что предки казаков, носящих эти фамилии, были когда-то поляками.

«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.» Рисунок Н. Н. Каразина изображает момент прибытия пленных поляков в Омск после того, как они, уже разверстанные по казачьим полкам, под наблюдением Сибирского войска казачьего ротмистра (есаула) Набокова, один по одному переодеваются в казачьи мундиры.
 
C 1827 года атаманом всех казачьих войск должен был быть наследник царского престола.
 
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
 
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущёвской оттепели.
 
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран.
Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1302 | Добавил: Александр | Теги: казаки, Россия, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar