MENU
Главная » 2019 » Сентябрь » 18 » О станичных «прозвищах». Станица Каргальская.
17:00
О станичных «прозвищах». Станица Каргальская.

Станица Каргальская. «Гуси».

Пришла зима. Добралась злодейка до Донской Области. Выпал первый глубокий снег.Накрылась им степь, все одно, что белым одеялом, уснула до весны.

Снились ей разные сны – о детях её, зипунных витязях, о диких кочевниках; грезила она о славе былой и настоящей,видела исполнение своих заветных грез и таила в себе великие силы для весны – отряхнуться от снегов, умыться дождями, осушиться ветрами, украситься ковылем и накормить своих сыновей, казаков донских.


Каргальская станица бела от снега. На станичном Правлении – тоже снег. Протоптана стежка к крыльцу и по той же стежке пришел в Правление казак – Сидор Зиновьевич Пономарев – сторож «Общественных Хлебных Магазинов», с гусыней под мышкой.Вошел в Присутствие и доложил атаману:

– Принес, господин атаман, вот, гусыню приблудную. Целый месяц, окаянная, около магазинов околачивается. И чего ей надо, неизвестно, и чья будет – тоже… Што прикажете?

– Что ж… Прийдет помощник, поговорим… Может, прийдется продать… А ты обожди в «казачьей».Сидор Зиновьевич прошел в «казачью». А там, конечно, поднялся сейчас же смех и гогот:– Тю-у, смеются, – гусыню в «казачью» принес…

Чтобы не держать ее на руках (неловко как-то, да и гусыня бьется и пакостит), пустил ее Пономарев в комнату, рядом находящуюся с «казачьей». Отряхнулся и заметил, что дверь в ту комнату не хорошо закрывается и гусыня может выйти, накинул висевший тут же замок и замкнул ее. Комната же, в которой обосновалась гусыня, носила название «станичная тюгулевка» и месяц тому назад умер в ней один пересыльный арестант – поэтому в станицу приехал судебный следователь осмотреть помещение и сделать акт, не было ли в чем вины станичного Правления и в каком виде, вообще, помещение содержится. Следователь оказался требовательным человеком. Вошел в Правление, стал расспрашивать, наводить справки, щуриться и недоверчиво качать головой – «Врите, мол, врите! Старого воробья на мякине не проведешь, хоть вы и казаки…». Засуетились в Правлении, забегали… Забыли все про гусыню, – до неё ли? А атаман и помощник так и совсем не знали, что она в тюгулевке.

– Могу ли я осмотреть арестантскую? – Тюгуль? Арестантскую? Как же! Пожалуйте! Отомкнули ее – и, не успели войти, навстречу ковыляет довольная свободой гусыня!

– По какому праву, – закричал следователь, – арестовали гусыню? Все молчали.Следователь составил протокол: «Станичная тюрьма была заперта. Сняв замок и войдя внутрь, нашел там арестованную гусыню. Постановления же об её аресте от станичного Атамана не было…»

 

Окружной Атаман, ознакомившись с протоколом, приказал:

– Арестовать Каргальского станичного Атамана за содержание в станичной тюгулевке гусыни, без должного постановления и без объявления ей о причинах ея ареста, на десять суток при Окружном. Управлении. Предупредить, что в будущем, если повторится подобный случай, он будет вынужден донести Войсковому Наказному Атаману…Узнав об этом случае, соседи стали дразнить каргальцев «гусыней», «гусями»,а на снегу долго еще виднелись у Правления гусиные следы – три пальца с перепонками.Отсидел за них станичный Атаман нежданно-негаданно…

Источник : Г. И. Коваленко. «Прозвища казаков донских и кубанских станиц. Казачья жизнь»

Категория: ИСТОРИЯ | Просмотров: 1207 | Добавил: Александр | Теги: Россия, история, казаки, Казак, Дон, Казакия, казачество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar